Сначала теория.
По мнению Монтессори, детей следует обучать сначала письму, причём написанию письменного алфавита, а затем уже чтению.
Процесс подготовки к письму разделён на обведение письменных букв пальчиками (шероховатые буквы), складывание слов из письменнных букв (подвижный алфавит) и навык держания карандаша при обведении и штриховке форм (в материале металлические рамки и вкладыши). Позже дети легко воспринимают и процесс чтения, в том числе печатными буквами; для чтения есть свои материалы. Письмо идёт первым и потому, что детям проще сначала выразить свои мысли через буквы, а потом уже прочитать чужие.
В возрасте 3,5 - 4,5 лет дети находятся в сензитивном периоде движения и плавное движение по контуру рукописной буквы даётся им легко и с удовольствием. Позже этот кайф от процесса уходит вместе с окончанием сензитивного периода, и более старшим детям легче начинать с чтения, но вот письмо может даваться им сложнее, чем малышам.
В это всё, если не видеть, сложно поверить. По крайней мере, мне.
Где-то полгода назад, несмотря на знание Монтессори-теории, я развесила по квартире печатные буквы русского алфавита и Мартин, которому на тот момент недавно исполнилось три года начал их потихоньку учить. Половину букв выучил, но в слова они у него как-то неохотно складывались. И мы занимались с ним иногда, когда он доставал магнитный алфавит или карточки, но процесс шёл не быстро. В итоге я решила пока не форсировать.
Дома я потихоньку делаю Монтессори-среду, но до языковых материалов не дошли руки пока.
И вот не так давно я стала замечать, как Мартин полюбил раскрашивать контуры. Очень тщательно. Неважно, что это: картинка в раскраске, квадрат или кружок на постельном белье. "Привет, Мария! Привет, рамки и вкладыши" - подумала я.

А сегодня Мартин заявил: "Я хочу что-нибудь написать! Например, "холодильник"!"
Я: "О, хорошо, но давай, может, что покороче?"
М.: "Ну тогда Элис!"
И я показала Мартину, как писать, буква за буквой, строчными прописными буквами имя нашей кошки, а он без особого труда воспроизвёл. И потом ещё "Лео" пожелал написать. Ну а то, что сам написал и прочитать легко.
"Мария, ты опять права!" - сказала я про себя.
Это, конечно, не чистый опыт с материалами, но направление показывает.
Лео у нас начал читать слова в два с половиной, следуя традиционным способам. Но вот письмо для него до сих пор проблема.
Не помню всех случаев, моего сомнения, их несколько было. Но, вот год назад, во время курсов, но ещё до практики в саду, я размышляла над тепловыми табличками в сенсорных материалах (это одинаковые по форме и размеру таблички из разных материалов - войлока, пробки, стекла, металла, камня; их температура ощущается по-разному). Мол, да, полезно для упорядочивания понятий в голове, но неужели детям всё это интересно поглаживать и воспринимать?
И чуть позже я купила кофточку, на которой половина пуговиц - перламутровые, а половина - бамбуковые. Мартин сразу полюбил их трогать, приговаривая: "тёплая, холодная, тёплая, холодная", а я увидела, что - да, интересно!